Что делать, если не оплачивают больничный и куда жаловаться

Порядок оплаты больничного листа строго регламентирован законодательством РФ. Согласно статье 183 Трудового Кодекса, предприятие обязано оплатить сотруднику период временной нетрудоспособности, в противном случае человек остается без средств существования после перенесенного заболевания.

Содержание

Обязаны ли оплачивать

С 1 января 2021 года в силу вступило постановление Правительства РФ №2375. Согласно принятым нововведениям, предприятие обязано оплатить работнику только первые три дня болезни. Оставшийся период оплачивает Фонд социального страхования (ФСС). Кроме того, на эту организацию возложена ответственность за осуществление следующих прямых выплат:

  • пособие при постановке на учет для беременных;
  • единовременная помощь при рождении ребенка;
  • пособие до полутора лет;
  • декретные выплаты.

Постановление №2375 освобождает фирмы от всех социальных выплат, предусмотренных для трудящихся, за исключением первых трех дней заболевания.

Фото 1

Процедура оформления и выплаты пособия по нетрудоспособности определена государством, и состоит из следующих последовательных пунктов:

  1. Сотрудник, официально работающий в организации, приносит в бухгалтерию б/л и сведения о медицинской страховке. Это необходимо для расчета суммы выплаты по листку нетрудоспособности. ФСС разработал специальную форму подачи заявления на выплату. В ней указываются паспортные данные, СНИЛС, ИНН, сведения о медицинском страховании и о зарплате работника за последний год.
  2. Деньги за первые три дня больничного бухгалтер перечисляет в день ближайшей ежемесячной выплаты, установленный в компании.
  3. Организация, в которой работает заболевший сотрудник, в течение пяти дней с момента получения от работника подтверждающего документа отправляет в ФСС электронный реестр с указанием сведений на работника.

Внимание! При заполнении листа бухгалтерия не указывает в нем сведений о средней зарплате сотрудника и о сумме положенных ему выплат. Этим расчетом занимается соцстрах.

Что касается декретного пособия и больничного по уходу за ребенком, эти денежные выплаты в полном объеме осуществляет ФСС. Ответственное лицо только заполняет соответствующие документы и отправляет их в электронном виде.

Фото 2

Кто, как и в какие сроки

В течение пяти дней организация, в которой трудится заболевший, формирует и подает в Фонд социального страхования электронный реестр с указанием данных застрахованного лица. Формат электронного реестра регламентируется фондом и содержит данные о трудящемся, сведения о медицинской страховке и опись документов.

Если численность персонала в компании составляет менее 25 человек, сведения в соцзащиту можно отправить в бумажном виде. Реестр заполняется как на одного человека, так и на группу лиц, если они предоставили листки нетрудоспособности в течение пяти дней с момента первого оформления. В каждой строке реестра содержится информация об отдельном работнике. Если какие-то данные отсутствуют, в соответствующей графе ставится прочерк.

Важно! В течение десяти суток после подачи сведений о заболевших сотрудниках ФСС должен принять решение о перечислении денег.

Если наниматель по какой-то причине предоставил неверные сведения или данные не в полном объеме, ФСС отправляет уведомление, после которого на доработку реестра предоставляется еще пять дней.

В том случае, если неверно предоставленные данные повлияли на формирование пособия и выдачу излишних денежных средств, фонд направляет страхователю требование о возмещении излишков. Если в течение установленного срока возмещения не произошло, соцстрах вправе взыскать недостающую сумму в порядке судебного разбирательства.

В каких случаях не оплачивается

Фирма берет на себя ответственность по содержанию заболевшего наемника только в течение первых трех дней с момента оформления. Дальнейшие транзакции осуществляет Фонд Социального Страхования методом транзита денежных средств. В некоторых случаях у предприятия есть право на отказ в оплате листка нетрудоспособности или в частичном ограничении платежа.

Для отказа в оплате существуют следующие причины:

  1. Несвоевременное предоставление документа. Согласно ст.12 ФЗ №255, работник имеет право претендовать на пособие по болезни в течение полугода после его закрытия. В случае расторжения трудового договора у рабочего есть месяц на предоставление листа.
  2. В случае преступления. Если нетрудоспособность гражданина наступила во время совершения неправомерных действий, ФСС обязан принять решение не в пользу нарушителя.
  3. С 2011 года действует единый образец оформления больничных листов и регламент подачи реестра в фонд соцстраха. В случае неправильного оформления документа или нарушения процедуры подачи реестра со стороны ФСС возможен отказ в переводе средств.
  4. Нарушения сроков и порядка выдачи б/л. Продление больничного листа возможно до 30 суток с момента первичного обращения. В остальных случаях решение о продлении принимает врачебно-квалификационная комиссия. Кроме того, не оплачивается документ, оформленный задним числом или в частном порядке без соответствующей лицензии.
  5. Работа по трудовому договору. Договор подряда носит гражданско-правовой характер взаимоотношений между работником и предприятием и не может являться основанием для выплаты средств по б/л.

Ликвидация предприятия по причине банкротства попадает под категорию «событий непреодолимой силы», поэтому работодатель может отказать в оплате б/л. В этом случае работник вправе обратиться в ФСС напрямую.

Что делать, если отказываются

Если работодатель не оплачивает больничный лист, жаловаться можно несколькими способами:

  • обратиться с письменным заявлением в фонд социального страхования (напрямую);
  • разрешить ситуацию с помощью специальной комиссии, предназначенной для решения спорных вопросов между работником и работодателем;
  • написать письмо в трудовую инспекцию с просьбой дать разъяснения и разобраться в ситуации;
  • составить исковое заявление в арбитражный суд;
  • подать жалобу в прокуратуру.

Все перечисленные методы эффективны в том случае, если заявитель на 100% уверен в неправомерных действиях руководства компании.

Полезно также почитать: Как оплачивается больничный в выходные

Куда жаловаться

В первую очередь необходимо попытаться разрешить вопрос мирным способом. Конфликтная ситуация пойдет не на пользу сотруднику, если он впоследствии рассчитывает продолжать трудовую деятельность на этом месте.

Если мирное урегулирование вопроса не происходит, и руководство компании продолжает отстаивать свою позицию неоплаты б/л, для официально трудоустроенных работников разработана система защиты прав и интересов. Самыми популярными способами разрешения вопросов являются:

  • прямое обращение к работодателю;
  • в государственную инспекцию труда (ГИТ);
  • в прокуратуру;
  • в судебные инстанции.
Справка! Перед тем, как подавать жалобу в ту или иную инстанцию стоит проконсультироваться с квалифицированным юристом и убедиться в своей правоте.

К работодателю

Этот способ разрешения ситуации является приоритетным. Значительная часть спорных вопросов по поводу оплаты не является заведомо неправильной позицией и предвзятым отношением одной из сторон. В большинстве случаев речь идет о технических неполадках или человеческом факторе.

В бухгалтерии, как и в других структурных подразделениях организации, работают обычные люди, которым иногда свойственна элементарная забывчивость. Возможно, большой документооборот на предприятии и загруженность бухгалтера решением текущих вопросов привели к тому, что листок лежит в папке с неразобранными документами, а бухгалтер забыл своевременно подать реестр в соцстрах.

Бесконфликтное решение вопроса пойдет на пользу сотруднику компании, если он намерен продолжать карьеру на этой должности.

В ГИТ или прокуратуру

Если конструктивного диалога с нанимателем не получилось, следует составить заявление в контролирующие органы, которыми являются трудовая инспекция и прокуратура. Жалобу лучше всего оформить по установленному образцу. Впрочем, заявление, написанное в свободной форме, также будет иметь юридическую силу. Главное, чтобы в документе содержалась следующая информация:

  • точное название территориального органа, в который направляется жалоба;
  • паспортные данные и контактная информация заявителя;
  • сведения о нанимателе;
  • характер нарушения (причина обращения);
  • просьба повлиять на ситуацию.

Жалобу в ГИТ и прокуратуру можно подать лично, заказным письмом или по электронной почте. Независимо от способа подачи заявления, надзорные органы обязаны начать проверку по факту нарушения в течение 30 дней с момента получения письма.

В суд

Если результат проверки показал отсутствие нарушений со стороны работодателя, следующим этапом выяснения отношений является судебное разбирательство. Исковое заявление следует написать в произвольной форме и отправить его в суд по району расположения предприятия. В исковом заявлении указывается вся необходимая информация:

  • наименование судебного органа;
  • стоимость иска (сумма предъявляемых финансовых требований);
  • данные об истце и ответчике (адреса, телефоны, ответственные лица);
  • характеристика ситуации с описанием всех возможных деталей и обстоятельств;
  • структурно изложенные требования к ответчику;
  • документы, прилагаемые в качестве доказательств.

После подачи иска в течение пяти дней проводится предварительное заседание, на котором разбираются обстоятельства дела, и назначается основное слушание процесса. В процессе основного слушания происходит разбор дела, во время которого обе стороны аргументированно защищают свои позиции.

После вынесения судебного решения у работодателя есть право на обжалование вердикта в вышестоящих инстанциях в течение месяца. Если по истечении месяца работодатель добровольно не выполняет решения суда, в работу включаются судебные приставы.

Почему бывают задержки

Согласно действующему законодательству, оплата должна быть произведена не позднее 10 дней с момента предоставления сведений. В случае, если денежные средства не поступили в указанный срок, могут иметь место следующие обстоятельства:

  • ошибки при оформлении;
  • неправильные банковские реквизиты получателя;
  • технические проблемы у банка или у фонда соцстраха;
  • ФСС не получил листок нетрудоспособности от работодателя.
Важно! Отслеживать реальные данные о своем больничном листе вправе любой работник. Для этого можно использовать приложение «Госсуслуги» или зарегистрироваться на сайте ФСС. В личном кабинете пользователя будет отражаться информация о статусе больничного листа.

Как выяснить, когда придут деньги

Самым эффективным способом узнать, когда придут деньги за период временной нетрудоспособности, является регистрация на портале ФСС и отслеживание статуса больничного листа. С момента подачи работодателем электронного реестра ФСС начинается процесс отработки документов. Каждый этап сопровождается соответствующим изменением статуса.

Например, статус «документ рассчитан» означает, что на основании собранной информации специалисты приняли решение о назначении суммы выплаты.

Статус «документ отправлен на оплату» означает, что платежное поручение сформировано, и начался процесс перевода денег в банк получателя.

Последней отметкой цепочки процессов является статус «платеж выполнен». Это означает, что ближайшее время деньги поступят на счет работника.

Что делать, если задерживают

Если установленные законом сроки прошли, а выплаты так и не поступили, первым делом следует обратиться в бухгалтерию предприятия. Возможно, по объективным причинам деньги не дошли до получателя. Зачастую технические проблемы бывают у банков-эмитентов зарплатных карт.

Вторым способом решения вопроса является письменное обращение к работодателю с просьбой разъяснить причину задержки выплат.

Если вышеперечисленные приемы не помогли добиться желаемого результата, а вопрос оплаты остается открытым, можно приступать к более радикальному способу решения проблемы (составление жалобы в ГИТ, прокуратуру или районный суд).

Защитой прав работника могут заниматься сторонние негосударственные организации, специализирующиеся на оказании юридических услуг. Зачастую их помощь оказывается более действенной, чем собственноручный поиск правды.

 Ответственность работодателя

В случае отказа в оплате больничного руководство несет административную ответственность:

  • для юридических лиц предусмотрен штраф от 30 до 100 000 рублей;
  • если оплата не поступила по вине должностного лица компании, ему грозит штраф от 10 до 30 000 рублей или понижение в должности на три года;
  • индивидуальные предприниматели наказываются штрафом от 1 000 до 30 000 рублей.

Действующее законодательство в большинстве случаев находится на стороне работника, однако перед тем, как жаловаться в надзорные органы, следует убедиться в том, что действия нанимателя действительно неправомерны.

Полезное видео

На практике задержка выплаты по листку нетрудоспособности происходит довольно редко. Основными причинами несвоевременной оплаты является неправильное оформление документа и технические неполадки на любом из этапов процесса.

Чаще всего досудебное разбирательство благополучно заканчивается на стадии задавания вопроса главному бухгалтеру предприятия. Гораздо реже дело доходит до обращения в трудовую инспекцию и другие инстанции.

Работник должен знать свои права и полномочия, а также порядок действий в случае неправомерного отношения к нему со стороны руководства компании.

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *